Об антикоррупционной экспертизе правовых актов главы МО «Пешский сельсовет» НАО, Администрации МО «Пешский сельсовет» НАО и их проектов

27 от 02.11.2009

 

 

 

Российская Федерация
Администрация Муниципального образования
«Пешский сельсовет»
Ненецкого автономного округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 02 ноября 2009 года № 27
_________________________
село Нижняя Пеша

об антикоррупционной экспертизе
правовых актов главы МО «Пешский сельсовет» НАО,
Администрации МО «Пешский сельсовет» НАО
и их проектов


В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Администрация муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об антикоррупционной экспертизе правовых актов Главы муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа и их проектов.
2. Утвердить прилагаемую Методику проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Главы муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа и их проектов.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в Информационном бюллетене МО «Пешский сельсовет» НАО.

 


Глава муниципального образования
«Пешский сельсовет»
Ненецкого автономного округа Л.К.Корытов

 


УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Администрации МО «Пешский сельсовет» НАО
от 02.11.2009 г. № 27


ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕШСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ»
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, АДМИНИСТРПАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕШСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ» НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ИХ ПРОЕКТОВ

I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Главы муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее Глава муниципального образования), Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» НАО (далее Администрация муниципального образования) и их проектов. а также условия и порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы указанных актов, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
2. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Главы муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа и их проектов (далее – Методика) в отношении:
проектов постановлений и распоряжений Главы муниципального образования;
проектов постановлений и распоряжений Администрации муниципального образования;
действующих постановлений и распоряжений Главы муниципального образования, при разработке которых антикоррупционная экспертиза не проводилась;
действующих постановлений и распоряжений Администрации муниципального образования, при разработке которых антикоррупционная экспертиза не проводилась.
3. Глава муниципального образования Администрация муниципального образования - разработчик проекта правового акта (далее – разработчик) обязан принимать меры по недопущению включения коррупциогенных норм в разрабатываемый им правовой акт. Разработанный проект правового акта подлежит проверке на коррупциогенность. В случае обнаружения в проекте коррупционных факторов, они должны быть исключены разработчиком из проекта правового акта.

II. Независимая антикоррупционная экспертиза
4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится аккредитованными Администрацией муниципального образования физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств (далее – независимые эксперты).
5. В отношении правовых актов и их проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
6. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта правового акта, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении Администрации муниципального образования.
7. Положение об аккредитации независимых экспертов утверждается Администрацией муниципального образования.
Основными требованиями и условиями для проведения аккредитации независимых экспертов являются:
1) для юридических лиц - наличие в штате не менее 3 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица, предусмотренным подпунктом 2 настоящего пункта;
2) для физических лиц - наличие высшего юридического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.
8. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельства об аккредитации, не взимается.
Аккредитация аннулируется Администрацией муниципального образования в случаях:
1) добровольного отказа независимого эксперта от аккредитации;
2) непроведения независимой антикоруппционной экспертизы более 2 лет.
9. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта правового акта, устанавливаемый разработчиком, не может быть менее 5 календарных дней;
10. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с методикой.
Экспертное заключение проекта правового акта направляется разработчику в виде электронного документа.

III. Антикоррупционная экспертиза
11. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов и проектов правовых актов Главы муниципального образования, Администрации муниципального образования, осуществляется общим отделом Администрации муниципального образования при проведении юридической экспертизы в течение 10 дней с момента поступления правового акта.
12. Результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в соответствии с Методикой и отражаются в заключении, составленном по итогам юридической экспертизы. Указанное заключение направляется разработчику для устранения коррупционных факторов, выявленных при проведении антикоррупционной экспертизы.

IV. Учет результатов антикоррупционной экспертизы
и контроль ее проведения
13. Положения проекта правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, антикоррупционной экспертизы, проводимой общим отделом Администрации муниципального образования, устраняются разработчиком на стадии доработки проекта правового акта.
14. Положения действующего правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, проводимой общим отделом Администрации муниципального образования устраняются разработчиком в течение месяца со дня получения экспертного заключения, в котором отражены сведения о наличии в правовом акте коррупционных факторов.

 

 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Администрации
МО «Пешский сельсовет» НАО
от 02.11.2009 г. № 27


МЕТОДИКА
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕШСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ»
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕШСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ» НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ИХ ПРОЕКТОВ

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии правовых актов Главы муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее Глава муниципального образования), Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, а также в действующих правовых актах Главы муниципального образования, Администрации муниципального образования коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
2. Коррупционными факторами признаются положения правовых актов и их проектов (далее – правовые акты), которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения правовых актов, содержащие коррупционные факторы.
3. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы правовых актов Главы муниципального образования, Администрации муниципального образования (далее органы местного самоуправления) в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращению включения в них указанных положений, либо исключению их из действующих правовых актов (далее – антикоррупционная экспертиза).

II. Основные правила
проведения антикоррупционной экспертизы

4. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
5. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
6. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. К экспертному заключению прилагается таблица коррупционных факторов, выявленных в правовом акте, по форме согласно приложению к настоящей методике.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в правовом акте выявленных коррупционных факторов.
7. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
8. В экспертном заключении в обязательном порядке предусматриваются рекомендации по доработке проекта правового акта (внесению изменений в правовой акт), в котором выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции.
В экспертном заключении также указывается, что иных типичных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, а также иных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, не обнаружено.

III. Коррупционные факторы

9. Коррупционными факторами являются:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
3) факторы системного характера.
10. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. О предъявлении завышенных требований свидетельствует наличие открытых (неисчерпывающих) перечней документов, подаваемых заявителем, или оснований для отказа ему, использование субъективно-оценочных формулировок оснований для отказа в реализации права;
4) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
7) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии правовых актов. О наличии данного фактора говорит принятие акта в нарушение компетенции органа исполнительной власти, определенной в решении и (или) положении о данном органе;
8) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
9) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
11. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в правовом акте и выражаются в:
1) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в правовом акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
2) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
4) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
5) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
6) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц и муниципальных служащих);
7) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
12. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе правового акта.
К ним относятся:
1) ложные цели и приоритеты.
Правовой акт должен иметь ясные цели и приоритеты, отвечающие реальным потребностям правового регулирования.
На данный фактор могут указывать объективная нецелесообразность принятия правового акта, избыточность регулирования вопроса, несоответствие положений правового акта продекларированным им целям;
2) правовые коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц). 

 

Приложение
к Методике проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Главы муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» и их проектов


ТАБЛИЦА
коррупционных факторов, выявленных в
правовых актах Главы муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа и их проектах 

 

                 Коррупционный фактор      

Норма (части, главы, статьи, разделы, пункты, подпункты, абзацы) нормативного правового акта, в которой обнаружен   
коррупционный фактор

1. Коррупционные факторы, связанные с реализацией

полномочий органа власти

1) широта дискреционных полномочий           

 

2) определение компетенции по формуле «вправе»

 

3) завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права                     

 

4) злоупотребление правом заявителя          

 

5) выборочное изменение объема прав          

 

6) чрезмерная свобода подзаконного            
нормотворчества                              

 

7) принятие нормативного правового акта сверх компетенции

 

8) заполнение законодательных пробелов       
подзаконными актами                          

 

9) юридико-лингвистическая неопределенность

 

2. Коррупционные факторы, связанные с  правовыми пробелами

1) наличие пробела в правовом регулировании  

 

2) отсутствие административных процедур      

 

3) отказ от конкурсных (аукционных) процедур

 

4) отсутствие запретов и ограничений         
для органов власти(их должностных лиц)                                    

 

5) отсутствие мер ответственности органов власти (их должностных лиц)                                    

 

6) отсутствие указаний на формы, виды  контроля за органами власти (их должностными лицами)                                    

 

7) нарушение режима прозрачности информации  

 

3. Коррупционные факторы системного характера

1) ложные цели и приоритеты                  

 

2) нормативные коллизии                      

 

 

Дата создания материала: 17-10-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *